Устранение повреждений корпуса судна железобетоном

Пароход водоизмещением 2500 т получил в районе Керчи в декабре 1941 г. подводные пробоины с обоих бортов в носовой части корпуса (расположенные в зонах ширстречного пояса и полубака) общей площадью 6,5 + 5,5 = 12 кв. м.

Ремонт корпуса судна производился с февраля по апрель 1942 г. Техническое оборудование и механизация для ремонта судов отсутствовали, так что восстановление корпуса проводилось в основном с применением ручного труда. Работа выполнялась личным составом судна под непосредственным руководством автора.

Устранение повреждений корпуса судна железобетоном

По контуру пробоин была произведена обрубка зубилом (ручным способом) неровных выступающих наружу концов обшивки (всего 18,0 пог. м при толщине ее 6 мм). Затем было приступлено к установке арматуры, состоящей в основном нз металлической сетки и ряда отдельных стержней. Закрепление арматуры к корпусу судна производилось путём пропуска прутьев через просверленные отверстия в шпангоутах и обшивке, прилегающих к пробоинам. Сверловка отверстий производилась трещоткой ручным способом. Металлическая сетка арматурной конструкции состояла из прутьев диаметром 10 мм, шагом между стержнями 100 мм, как в продольном, так и в поперечном направлениях. Для усиления повреждённых шпангоутов и для создания новых железобетонных шпангоутов через 1000 мм вдоль пробоины устанавливались от 2 до 4 стержней диаметром 16 мм, которые через 150 — 200 мм связывались с арматурой сетки при помощи хомутов из лрутьек. диаметром 6 мм. Всего было уложено таким образом арматуры 300 кг.

После установки арматуры приступили к опалубочным работам. Сперва установили, наружную опалубку, состоявшую из сбитых в ряд досок толщиной 25 мм, скреплённых поперёк брусками, затем приступили к внутренней опалубке, состоящей также из досок, но в виде отдельных щитов, соответствующей по длине всей ширине пробоины и высотой от 500 мм до 700 мм. Для большей жёсткости щиты внутренней опалубки раскреплялись подкосами и клиньями; для ускорения установки щиты имели нумерацию.

С целью предохранения бетона от выпучивания вследствие наличия тонких досок наружная и внутренняя стенка опалубки скреплялись между собой скрутками из проволоки диаметром в 1 мм, расположенными в шахматном порядке через 500 мм друг от друга.

Средняя температура наружного воздуха, при которой производились работы, от —6 до —11° С, поэтому было предусмотрено отепление наружной опалубки и обогревание внутреннего помещения (в зоне пробоины). Наружная опалубка покрывалась камышитовыми матами в два слоя и обтягивалась сверху парусиной. Внутри помещения, где проводились бетонные работы, установлены были три железные печки (мангалки).

Бетон применялся состава 1:1,5:3; водоцементный фактор 0,52. Песок применялся местный, отличавшийся мелкозернистостью. Гравий был привозной из Новороссийска, причём он до применения в бетон два раза промывался. Вода применялась пресная от водопровода, с подогревом до температуры 40—50°С. Цемент был портландский, марки 300.

Приготовление и укладка бетона производились ручным способом с помощью носилок и вёдер. В течение 2 дней обе пробоины были заделаны: всего было уложено 16,0 м2 или по весу — 5 т бетона.

Спустя 14 суток после снятия опалубки была произведена затирка наружной поверхности бетона, а края её были заглажены заподлицо с металлической обшивкой цементным раствором состава 1:1,5. Внутренняя поверхность бетона также затиралась вышеуказанным цементным раствором.

Для большей водонепроницаемости затирки к цементному раствору добавлялся церезит в количестве 5% от веса цемента. Через неделю наружная поверхность бетона была окрашена под общий цвет корпуса судна и потом нельзя было различить бетонную поверхность заделки от металлического корпуса.

Через 20 дней после окончания бетонных работ судно вступило в плавание. Пробные кубики из уложенного бетона испытывались в лаборатории и результаты испытаний получились вполне удовлетворительными. прочность бетона через 28 суток составляла 170—180 кг/см2.



Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МедТело.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: