Край необозримых степей, полупустынь, пустынь раскинулся от Тургайской долины на восток до Алтайских гор, между Западно-Сибирской равниной на севере, Туранской низменностью и равнинами Прибалхашья на юге. Степные пространства с черноземными и каштановыми почвами, на которых развивались девственные ковыльно-типчаковые травостои, теперь почти сплошь освоены для возделывания сельскохозяйственных культур. В конце лета на сотни километров вокруг расстилается волнующееся на ветру золотистое море пшеницы да небольшие рощи лесов около рек и озер. В песнях воспеваются живописные уголки природы, а курорт Боровое, например, уже давно пользуется широкой известностью. Южнее сплошной растительный покров разрывается и приобретает черты полупустынного и пустынного характера. Его отличие в бедности видового состава, редкого и низкой высоте травостоя. Здесь раскинулись обширные пастбища засухоустойчивых злаковых, типчака, полыни, солянки с резко выраженными признаками развития по сезону. Влага и умеренное тепло способствует быстрому развитию растений. К середине лета, когда усиливается жара, большинство растений из-за недостатка влаги засыхает и сгорает, вегетация прекращается и наступает некоторый перерыв в развитии. Тогда резко подчеркивается одна из интереснейших особенностей открытого необозримого пространства Казахского мелкосопочника.
Дело в том, что современные ландшафты степей, полупустынь и пустынь практически развиваются непосредственно на древнейших горных породах, которыми сложен Казахский мелкосопочник. Метаморфические сланцы, кварциты, песчаники, известняки, сильно смятые в складки в архейскую и протерозойскую эры, слагают современную поверхность Казахского мелкосопочника. Они прошли сравнительно длинный путь своего развития. Здесь размещался слой земной коры с относительно неустойчивым тектоническим режимом, относившаяся к обширной Урало-Тянь-Шаньской геосинклинальной области. Одновременно с накоплением осадочных толщ сотни миллионов лет продолжались процессы их уплотнения, переплавления, перекристаллизации, перемешивания. Примерно 500—550 млн. лет назад в результате мощных горообразовательных процессов неустойчивый участок земной коры протерозоя подвергся еще большему уплотнению, усложнению складчатости и на месте современного мелкосопочника o6pазовалась жесткая, сложноустроенная и высокоприподнятая глыба. Она оказалась доступной многим силам выветривания в условиях континентального режима. Величественные горные сооружения начали разрушаться водой и ветром, жарой и холодом. С тех далеких времен многочисленные катастрофические потрясения земной коры не касались этой глыбы в сколько-нибудь заметной степени. Лишь только век за веком срезались с его вершин и склонов горные породы, отмечались небольшие поднятия и опускания отдельных частей, создавались изгибы, небольшие трещины, разломы, сдвиги, кое-где развивались процессы вулканизма.
Повсеместно понижения временно заполнялись продуктами разрушения склонов и гор. При общем снижении уровня поверхности складчатой глыбы эти ранее отложенные осадки вновь перемещались в соседние пониженные районы. Большие перепады годовой температуры, обилие и недостаток влаги, сильные ветры за миллионы лет совершали однозначную работу — разрушали древнейшие горные массивы. Уже в кайнозое на месте древнейших гор остались лишь их основания. Волнистая возвышенная равнина с отдельными низкогорными массивами теперь имеет мягкие очертания в рельефе. Современный Казахский мелкосопочник — это конечная стадия развития рельефа бывшей горной страны, где обнажаются и выходят на поверхность некогда глубоко заложенные минералы и породы, принимавшие участие в создании древнейших складчатых форм. В недрах Казахского мелкосопочника содержатся месторождения разнообразных полезных ископаемых. Здесь разведаны и осваиваются железорудные месторождения — Канарское, Соколовское, Сарбайское, Аятское, Лисаковское и др., разрабатываются месторождения марганцевых руд, никеля, хромита, бокситов. Месторождения меди в пределах Казахского мелкосопочника известны более чем в 1500 пунктах. Даже беглое перечисление полезных ископаемых показывает на уникальность края, где непосредственному взору открываются глубочайшие тайны первозданной природы земных недр. Становится понятным повышенный интерес ученых и практиков к древнейшим породам, скрытым с поверхности осадочными толщами или тайными горообразовательными процессами.