Выработать новые критерии для определения хозяйственной эффективности

Обычные критерии экономичности и производительности судовых установок непригодны для определения общей хозяйственной эффективности и должны быть дополнены новыми, отражающими условия эксплуатации.

В распоряжении теплотехников для котельных установок, например, находятся в настоящее время: 1) к. п. д. котла брутто, рассчитываемый либо определяемый экспериментально в условиях установившегося состояния; 2) напряжение поверхности нагрева в тепловых единицах; 3) общая часовая производительность котла в тепловых единицах или нормальном паре.

Эти характеристики, однако, непрерывно изменяются в процессе эксплуатации судна, и частные их значения не характеризуют весь эксплуатационный процесс, что является причиной многих недостатков технической эксплуатации, проектирования и модернизации.

На многих наших паровых судах наблюдается «ограничение мощности по котлу». По данным довоенных отчётов недоиспользование мощности составляло около 30%. Нехватка пара, помимо ежегодных убытков от недоиспользования флота и омертвления капиталовложений, приводила иногда к авариям. Заниженные нормы нагрузки колосниковых решёток и напряжения поверхности нагрева котлов способствуют распространённому убеждению о проектной недостаточности котельных.

Анализ эксплуатационных характеристик указывает, что на самом деле наблюдается недоиспользование котлов, объясняющееся эксплуатационной неустойчивостью к. п. д. котла с ручной решёткой. Технико-экономические расчёты будут решающим аргументом в пользу механизации отопления судовых котлов, вскрыв значительные убытки, которые ежегодно причиняет ручное обслуживание.

Вне эмпирического метода проверки модернизационных мероприятий и нового оборудования теплотехники почти всегда беспомощны. Это приводит к работе наугад, по чисто интуитивному убеждению в целесообразности того или иного мероприятия.

Характерен пример с пылеуглем. Заграничные данные и работы К. М. Коробцова давали к. п. д. котла на пыли брутто от 80% до 85% при рекордной паропроизводительности брутто. Это вызвало преувеличенные надежды. Опубликование данных по к. п. д. нетто, не превышавшему 72%, привело к своеобразному разочарованию. Несмотря на давность вопроса, в нём нет ясности, так как не изучена устойчивость характеристик в эксплуатации. Опыт их построения позволяет предположить, что преимущество пылеугля (кроме применения низкосортных топлив) лежит именно в малой зависимости от условий эксплуатации, к. п. д. и паропроизводительности.

Внедрение модернизации (перегрев пара, горячее дутьё и т. п.), дающей основной эффект на высоких нагрузках, т. е. «на ходу», производится нередко без учёта ходового времени, например, на портовых буксирах, на грязеотвозных шаландах.

Длительная эксплуатация в конечном счёте выявляет жизнеспособное для данных условий оборудование, но слишком дорогой ценой. Общепринятые методы определения средне-эксплуатационной экономичности и производительности позволили бы избежать ошибок и сберечь значительные средства.

На флоте затрачиваются крупные средства на паспортные испытания. Получаемые характеристики достаточны для наладки работы и для наметки потребности в улучшениях. Однако основная цель не достигается: материал непригоден для использования при техническом планировании (мощность и скорость) и при техническом нормировании (топливо, смазка, вода). Получаются лишь частные значения, не характеризующие непрерывно изменяющийся процесс эксплуатации.

До сих пор внимание проектировщиков, модернизаторов и работников эксплуатации было направлено на улучшение «парадных» показателей в искусственных или фиксированных условиях, которые не характеризуют работу в средних условиях и непригодны для подстановки в выражения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
МедТело.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: